ВЕСНА Если меня спросят, какое время года я считаю самым лучшим для черно-белой фотографии, я, пожалуй, поколеблюсь, не зная, чему отдать предпочтение—зиме или весне. Лето, конечно, с фотографической точки зрения, самое плодотворное и богатое светом время года. Однако оно отнюдь не идеально для работы, так как летом мы можем снимать без ограничений только в ранние утренние и предвечерние часы. Осень красива своими красками, но в черно-белой фотографии эти краски почти не проявляют себя. Вот зима со своим настоящим солнцем, со сказочным великолепием льда и снега, со своим туманным, затянутым дымкой воздухом создает неограниченные возможности для богатейших по настроению снимков. Весна, в свою очередь, богата обилием цветов, ярких облаков, веселой игрой животных, оживленностью людей, это— время юности и поэтических настроений.
"Благородная безвкусица",—скажет кто-нибудь из читателей, которому весна после бесчисленных "весенних идиллий" на фотографиях также надоела, как и воспетая и перепетая всеми луна. Я уже не говорю, что художественная кинематография чрезмерно увлекается весенними пейзажами, достигнув в этой области очень немногого. Герой и героиня сидят среди целого моря цветов, гуляют по ковру из цветов и в конце на них падают цветы с неба. Но, конечно, обобщать тут нельзя: не каждый снимок—безвкусица только потому, что он изображает весну. Чудесное настроение вновь ожившей природы можно очень тонко, со вкусом отразить .на снимке. Начиная от подснежника, появляющегося в конце зимы, и до цветущего каштана в мае, у нас есть масса сюжетов для съемки. Разумеется, снимать надо не все подряд из цветов; фиалку, например, фотографировать не стоит. Хорошо получаются красивые по форме чашечки подснежника, лохматые, сверкающие при контурном свете листики анемона, отливающие шелком лепестки розы, тяжелое великолепие цветущих фруктовых деревьев, свечи каштана... и так до бесконечности!
ЦВЕТЫ НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ
Самый трудный, но вместе с тем и благодарный вид весенних съемок— это съемка цветов на переднем плане. На среднем плане могут находиться играющие или собирающие цветы дети и женщины. Цветы на переднем плане мы должны взять в кадр с такого близкого расстояния, какое только позволит глубина резкости. Как решается подобная задача, показывают фото 6 и 102. Однако сейчас я уже думаю, что недостаточно сумел подчеркнуть передний план. На больших высотах, вероятно, можно сделать более совершенные снимки. Благодаря очень чистому воздуху и яркому солнцу там можно было бы с еще меньшей диафрагмой захватить более близкий передний план.
ЛЕС ОСЕНЬЮ
В теплых тонах залитого солнцем октябрьского леса художнику открываются богатейшие впечатления. И тем сильнее наше разочарование, когда мы просматриваем большинство осенних снимков. Поэтому опытный фотограф не дает этому красочному великолепию ввести себя в заблуждение. Он снимет только те участки леса, где световые эффекты могут, например, подчеркнуть общее впечатление от снимка. Надо взять за правило: фотографировать при контурном освещении!
Осенью лес представляет благодарную арену для "охоты" с фотоаппаратом. Листва уже не так плотна, солнце свободнее проникает через нее в глубь леса, красные и желтые листья благодаря панхроматическому материалу выходят более светлыми.
Легкие, искрящиеся туманы, часто закрывающие ландшафт, одинаково хорошо действуют на глаз и на снимок; они увеличивают воздушную перспективу и глубину пространства, при условии, конечно, если мы не уничтожим их, используя красный светофильтр и энергичное проявление.
Самым красивым украшением осеннего леса являются опавшие листья. Они и на снимке у нас будут красивыми, если мы будем фотографировать не ландшафт с опавшей листвой, а листву с ландшафтом на заднем плане. Другими словами, чем короче расстояние, с которого мы их фотографируем, тем лучше будет передана их форма и оттенки. На заднем плане могут находиться фигуры людей для того, чтобы немного смягчить унылое впечатление от снимка в целом.
Интересно, что лес перед началом листопада и перед сменой своей окраски на снимке ошибочно может производить впечатление летнего или даже весеннего, но это, конечно, только в том случае, когда нет переднего плана, характерного для осени. Ну и что же особенного? Мы же ведь не фотографы-летописцы, делающие документальные снимки.