Японским словом «bokeh» (бо-ке) называют характер рисунка объектива в зоне нерезкости. Фотографами давно замечено, что объективы по-разному отображают нерезкие объекты. Некоторые из них размывают предметы мягко и пластично, в то время как другие заполняют нерезкую зону неэстетичными бублико-образными пятнами и двоящимися линиями. Хорошее bokeh, как правило, свойственно дорогим объективам с постоянным фокусным расстоянием. Эта характеристика не менее важна, чем разрешение, контраст, передача полутонов, дисторсия и т.п.
Вместе с тем, очень важно понимать, что характер изображения нерезкой зоны зависит не только от объектива, но и от многих других факторов.
Иногда в литературе упоминают бескомпромиссные, почти идеальные объективы, подразумевая под ними оптические изделия с доведенными до минимума аберрациями. Однако, в природе идеальных вещей не бывает. Во-первых, аберрации полностью устранить невозможно. Во-вторых, сохраненные незначительные сферические аберрации позволяют добиться красивого и пластичного bokeh.
Удивительно, но факт: иногда эффект двоящихся линий может быть обусловлен особенностями зрительного восприятия. Дело в том, что резкий переход от участка с изменяющейся яркостью к участку, на котором яркость остается практически неизменной, зрительно воспринимается в виде линии. Таковы особенности зрительного восприятия человека.