Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [2]
Разное [43]
Из журнала "Советское Фото" [3]
Статьи


Форма входа


Поиск по каталогу


Друзья сайта


Наш опрос
Какой марки Ваш цифровой фотоаппарат?
Всего ответов: 517


Приветствую Вас, Прохожий · RSS 24.08.2017, 07:46
Начало » Статьи » Разное

Тоталреализм. РОЖДЕНИЕ БОЛЬШОГО ПРОЕКТА*
После нескольких лет творческих поисков настало время подвести некоторые итоги. Миссия направления - «тоталреализм - реалистическая фотокартина целой жизни». Центральное произведение в технике фотографии - «реалистическая фотокартина»

Ко мне попал старый фотоальбом моей прабабушки. Об альбоме знали многие родственники, но видели его нечасто. Это была оберегаемая реликвия. Елизавета Кузьминична Туманова жила 90 лет, 1879-1969 г. С возрастом связь с прошлым у нее поддерживалась благодаря именно этому фотоальбому, внутри которого отобразились переплетения известных ей судеб. Границы кожаного переплета сохранили в нетронутом виде целый мир, не позволили времени распылить по закоулкам фрагменты дорогого в ее жизни. Во многом, альбом свидетельствовал, что ее жизнь была, а не привиделась в старушечьем сне.

На примере фотоальбома я вижу большой потенциал в создании системы, своего рода «рамки» рассмотрения (сохранения, изучения), границы которой позволяют увидеть реалистическую фотокартину целой жизни - мозаику, собранную из разрозненных фрагментов.

Изначально, я «просто фотографировал», искал интересное. Однако вскоре понял, что жизнь предлагает факты содержательнее, чем мои ограниченные представления относительно того, каким должно быть искусство и как оно должно выглядеть.

Естественным образом стали собираться группы различных объектов, явлений. Не я собирал их в проект, а буквально, они сами его образовали, обнаружив внутренние связи между собой. Большое и малое, высокое и низкое, несовместимое - дополняли друг друга. Человек, надпись, предмет, вообще непонятно что - все это стало сосуществовать как неразрывное целое. Создалась некая суперсистема - своего рода модель бытия.

Раньше я долго пытался определить, чем же занимаюсь, но все выходило не по существу и неправдоподобно, до того момента, как 13 марта 2004 г. мне не пришла в голову идея термина «тотальный реализм», «total realism», «тоталреализм», «totalrealism» применительно к обозначению конкретного подхода и метода, реализуемых мной в технике фотографии.

До того мне думалось, что всё значительное в искусстве создано и казалось невероятным создать предпосылки для нового большого направления. Сейчас, однако, становится более определенным, что множество различных взглядов, как ручейки, могут влиться в большую реку, а не стекать в большое болото «просто фотографии», находя там свое забвение, испаряясь из истории. Я уверен, что цель Большого проекта заключается в «создании мира, разделяемого людьми», и он, как все по-настоящему значительное, всегда будет иметь продолжение.

Потребовалось какое-то время, чтобы проверить все доступные источники по теории искусства на предмет существования подобной области исследования и терминов, ее обозначающих. Выяснилось, что словосочетание «тотальный реализм» довольно устойчиво, но бессистемно появлялось в разных сферах. Сложносоставное слово «тоталреализм» «totalrealism» придумал я. Ничего подобного тому, что подразумевал я, в виде системы и обозначающего ее адекватного термина, нигде найдено не было. Такой подход и способы исследования были, наверное, всегда, только не было названия и определенной идеи-миссии, определений, типологии. Все, что раньше не могло втиснуться в узкие рамки и идейные конструкты - вдруг встало на свои места.

Миру фотографии, занимающему исключительное место в культуре, требуются уточняющие термины и определяющие методы. Естественно, могут существовать многочисленные пути - свидетельства интеллектуальных поисков и различных точек зрения, но сейчас все подходы, по сути, очень разные, называются одним единственным словом - фотография, что уже давным-давно недостаточно и неинформативно.

В моем случае получалось, что определения «просто фотография», «репортаж», «стрит-фотография» ничего не могли объяснить. Я свободен в выборе сюжетов, они не созданы в рамках заказной работы (что не исключает обратного), обладаю рядом значительных произведений, но приткнуться мне было некуда, не было места и адекватного определения того, чем занимаюсь.

В манифесте, созданном в марте-июне 2004 г., я обозначил круг аспектов, являющихся моими основополагающими взглядами и имеющих прерогативу на то, чтобы представлять персональный реалистический проект. Таким образом, в системе, широко определяемой как реализм, было создано направление изобразительного искусства «Тотальный реализм», «Тоталреализм», «Total realism», «Totalrealism».

Созданы: означаемое - имя, как термин, и означающее - система в виде фотографий в материальном воплощении - фотокартин. Фотокартиной я называю качественное итоговое произведение, выполненное в технике фотографии в различных направлениях и жанрах. Со временем обнаружились, важны параметры, введенные мною, благодаря которым фотокартина обретала новое измерение - дата создания и название.

Исключительно важно было определить, чем же является основное произведение в технике фотографии. Ведь название высшей формы - это критерий. Теперь можно сказать, что есть система подходов с итоговым произведением в виде реалистической фотокартины. Получается цепочка: от «фотки», фотографии, фотокартины - к реалистической фотокартине.

Следует отметить, что техника фотографии является фундаментальной среди техник визуального искусства, реальность она транслирует напрямую, без искажений и с минимумом потери информации.

Существуют все предпосылки к тому, чтобы реалистическая фотокартина стала центральным произведением в ряду визуальных искусств и стала по праву олицетворением реализма (тотального реализма) в изобразительном искусстве, оттеснив остальные техники и направления, фигуративно-сюжетную, реалистическую живопись, как условно реалистические.

Я декларирую, ясное и простое послание: фундаментальная система изобразительного искусства - реализм, основное направление - «тотальный реализм», техника - фотография, произведение - реалистическая фотокартина. Нереалистические системы и направления в изобразительном искусстве менее приоритетны и по большей части являются декоративно прикладными или в худшем случае коммерчески-салонными промыслами. Они не могут вызывать глубокий эмоциональный отклик, ставить и решать вечные вопросы жизни. Для себя я определяю две области - Образное современное искусство и безОбразное (малообразное) современное искусство. Первая имеет непреходящую енность человек и его чувства. Подлинная редкость. Вторая - умозрительно-формотворческая, всегда во все времена представлена подавляющим большинством. Зачастую веяние моды, отправляется на свалку истории. Слово-эпитет "искусство" обесценилось в культобороте, употребляясь без разбора. Определения "образное визуальное творчество", "безобразное визуальное творчество", "современное визуальное творчество" корректнее и, в большинстве случаев, по существу. Определение "современное визуальное творчество" более точно определяет область, которая сейчас называется современным искусством.

Художник-реалист - это всего лишь умновидящий. Быть тонким наблюдателем своего времени и уметь фиксировать его, дорогого стоит, и должно больше всего цениться. Через осознание возможностей фотографии предстоит выход на новый уровень художественной выразительности, оттачивание и раскрытие новых возможностей этой молодой, по историческим меркам, техники! Предстоит еще в большей степени усовершенствовать арсенал выразительных средств, накопленных историей искусства, чтобы раскрыть их в реалистическом произведении на новом историческом эстетическом и техническом витке!

У меня, конечно, есть своя система технических навыков, профессиональные установки, критерии, собственно метод, но это не относится к сути направления, и здесь я их не хочу касаться. Технические аспекты - частности, главная цель - изучение, поиск содержательных явлений, интересного, глубокого и отображение всего этого в произведении.

Важно идти по своему пути и в деятельном миросозерцании быть самим собой. Во все времена это было и всегда будет самым сложным. В отличие от механистичности в подражании некоему стилю, манере, тут нечему подражать. Здесь только свой путь и своя точка зрения. Очевидно, что, постулируя подобное, создается "открытый проект" с "открытыми ценностями". Много людей могут не только разделить мои взгляды, но и привнести свое видение жизни, свою точку зрения - реализовать свой проект тоталреализма.

Сейчас я прохожу свой путь в этом направлении, проживаю свое время, свою жизнь, и то, что меня тронуло, отображаю. Это живой процесс с возможными ошибками, ложными дорогами и - новыми открытиями.

Георгий ПЕРВОВ 10 декабря 2006 г.

Дополнительная информация: www.pervov.ru

*Статья опубликована в журнале Foto&Video, апрель 2007г.

Категория: Разное | Добавил: photos (18.05.2007)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]