Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [2]
Разное [43]
Из журнала "Советское Фото" [3]
Статьи


Форма входа


Поиск по каталогу


Друзья сайта


Наш опрос
Какой марки Ваш цифровой фотоаппарат?
Всего ответов: 517


Приветствую Вас, Прохожий · RSS 12.12.2017, 18:58
Начало » Статьи » Разное

На пути к большой печати. Фотопечати... :)
Один фотограф долго-долго растил бороду и копил деньги, что бы купить старый, но очень большой и хороший фотоувеличитель. Купил. И стал печатать на нем контрольки и фотографии 9х12… Что же получается, борода у фотографа есть, возможности для печати большущих и красивых снимков, накопившихся за жизнь, тоже есть, а вот желания к большой печати нет. Почему?

А потому, что в те, еще не совсем далекие времена, когда фотоувеличитель был единственной возможностью сделать более или менее крупный отпечаток, это было весьма не просто. Требовалось и большое количество рабочих растворов, огромные кюветы, затраты времени на сушку и ретушь отпечатков. Чтобы получить качественную фотографию размером 50х70 или 60х90 нужно было потратить много времени и сил. А цветная ручная печать так вообще была уделом избранных.

Определимся в понятиях
Под широкоформатной печатью обычно понимают метод получения плакатов и фотографий размером от 50х70 или даже от 60х90см. Устройств и способов, позволяющих качественно печатать фотографии больших размеров немного – это фотоувеличитель, струйный плоттер (например, HP, Epson или Kodak) и специальный комплекс, позволяющий выводить цифровые изображения на галогенсеребряную фотобумагу: Durst Lambda и Durst Theta, а так же Light Jet. Широкоформатная печать требуется в первую очередь тем, кто заинтересован в продаже или показе изображений – это реклама, фото или дизайнерские экспозиции, аукционы. Фотография в интерьере, как самостоятельный элемент дизайна, в России пока набирает обороты.

В начале 80-х годов на «сцену» постепенно выходят минифотолаборатории – минилабы, способные в автоматическом режиме выполнять печать средней сложности. Они берут на себя большую часть работы с любительскими снимками, а вот вопрос автоматизации получения больших форматов продолжает оставаться открытым.

До некоторой степени решить его помогло появление цифровых печатных систем, первыми из которых, стали плоттеры. Они достаточно быстро получили популярность и распространение, потому как были сравнительно дешевы и могли выводить на печать любые цифровые изображения. Однако область их применения продолжала оставаться ограниченной – в основном рекламные и оформительские материалы. Фотографы же относились к этим устройствам с весьма понятным скепсисом и продолжали все самые ответственные заказы печатать вручную. Ведь отпечатки, выполненные на плоттерах того времени, были похожи на что угодно, но только не на фотографии. Конечно, со временем ситуация изменилась, появились новые типы чернил, бумаги, улучшились алгоритмы обработки изображения. Короче говоря, струйная технология научилась придавать отпечаткам вполне фотографический вид, однако скепсис по отношению к ней, как к возможности полноценной печати фотографий остался. Насколько это оправдано мы разберемся, когда будем разговаривать о технических аспектах оборудования.

Было ясно, что плоттер, при всех своих преимуществах, не в стоянии решить многих вопросов, стоящих перед фотографами-профессионалами. Для удовлетворения рекламного и фотографического рынка требовалось нечто новое. И такое решение нашлось.

Дело в том, что к концу 90-х годов стало набирать силу новое направление в фотопечатной технике – цифровые фотолаборатории. Они появляются у компаний Konica, Fujifilm, Noritsu и других, но имеют формат печати 20х30 см не больше, хотя применяемые в них технологии снимали большинство ограничений на максимальный размер получаемой фотографии.

Со временем эти фотолаборатории стали использоваться не только для печати аэроснимков, они распространились по всему миру и заняли пустующее место профессионального печатного оборудования высшего класса.
Однако на этой, пусть даже более чем оптимистической ноте, новейшая история широкоформатной печати не заканчивается, проходит несколько лет и компания Durst выпускает комплекс еще больше приближенный к нуждам сегодняшнего дня, но об этом чуть позже.

Итак, шаг первый, в историю вопроса, сделан. Теперь двигаемся к пониманию функционирования печатных систем.

Ориентировка на местности

Где лучше напечатать фотографии – извечный вопрос, на который обычно отвечают: в профессиональной лаборатории по такому-то адресу. Однако вопрос «Почему там?» может поставить собеседника в тупик. Действительно, обосновать свой выбор бывает нелегко, но между тем ответ очевиден: данная лаборатория подходит для печати наших фотографий, если оборудование, на котором производится печать для этого подходит. Из чего следует, что нужно понимать, как оно устроено и функционирует.

Лазерная широкоформатная печать

Самая большая ошибка – это думать, что лазерная фотопечать как-то связана с офисными лазерными устройствами. Вам кажется это очевидным? Однако такая точка зрения существует.
Лазерная широкоформатная печать является воплощением большинства современных возможностей печати. Она объединяет достоинства традиционных фотоматериалов (большой цветовой охват, светостойкость), оперативность цифровой печати и огромное разнообразие форматов. Раньше такое сочетание было совершенно невозможным.
Типичные представители такого типа оборудования – Durst Lambda и Light Jet, о которых мы уже упоминали.

Как работает?
Цифровой печатный комплекс состоит из двух блоков: принтера и процессора (от англ. process – обработка). В первом происходит экспонирование (лазерное в случае Durst Lambda и Light Jet) фотобумаги, во втором ее обработка. В экспонировании учувствуют три лазерных луча, соответствующих красной, зеленой и синей составляющей света. Эти лучи сводятся специальной системой в единый луч, который строчка за строчкой (развертка) экспонирует движущийся лист фотобумаги.
Для развертки луча разные типы печатных комплексов используют различные схемы. В Durst Lambda для движения луча по листу бумаги применяется многогранное зеркало, которое вращается с большой скоростью. Кроме того, для исключения эффекта несведения, которое может встречаться при развертке луча из одной точки, в комплексах используется специальная компенсирующая оптическая схема.
В машинах семейства Light Jet лист фотобумаги прижимается вакуумным устройством к внутренней поверхности большого цилиндра, а лазерный луч развертывается по окружности внутри него.
После экспонирования бумага переносится в процессор для дальнейшей обработки. Он отвечает за ее правильную проявку, отбеливание с фиксированием, стабилизацию и сушку.

В чем особенности?
Лазерное экспонирование – это очень точный инструмент, позволяющий настроить цветовоспроизведение практически идеально. За счет прецизионного изготовления всех узлов аппаратов и, прежде всего, системы лазеров стало возможным добиться большего цветового охвата и диапазона передачи плотностей. Можно сказать, что в этих машинах наиболее полно были раскрыты современные возможности цифровой печати.
Разрешение в обычном режиме составляет порядка 200 dpi, что при условии большого отпечатка недостатком вовсе не является. Читателю должно быть ясно, что при лазерном типе экспонирования ни о каком видимом растре и речи быть не может – это полноценный "continuous tone", непрерывное изменение плотности заливки, а значит гладкость тональных переходов и точность цветопередачи. Человеческий глаз, к примеру, большее количество точек и не различает. Для печати с повышенными требованиями к изображению (печать текстов, таблиц и т.д.) используется разрешение 400 ppi.
Лазерные широкоформатные принтеры могут обеспечивать глубину цвета до 16,7 миллионов оттенков, то есть 8 бит на канал. Этого вполне хватает для передачи даже самых тонких тональных нюансов. При этом нужно иметь в виду, что цветопередача и цветовой охват зависят и от типа используемой фотобумаги. Огромный плюс в том, что можно использовать полный перечень высококлассных галогенсербряных фотобумаг: Kodak Professional Endura Ultra, Kodak Professional Endura Metallic, дисплейные материалы (Kodak Professional Endura Transparency или Endura Clear). Конечно, возможно применение и других бумаг, например производства Fujifilm или Ilford. Использование фотобумаги обеспечивает сбалансированную цветовую гамму и высокую светостойкость – а эти показатели всегда были слабым местом полиграфической печати, куда можно отнести и плоттеры.
Отдельных слов заслуживает основная характеристика систем подобного типа – это максимальный размер отпечатка. Durst Lambda в этом отношении вне конкуренции, поскольку может выводить изображение на «бесконечный» (порядка 50 метров) рулон бумаги шириной 1.27 м. У Light Jet показатели скромнее – максимальный размер здесь ограничен размерами цилиндра, к которому прилегает бумага и находится на уровне 127х306 см, хотя некоторые организации и пытаются обойти это ограничение.

Что в итоге?
По многим техническим показателям: Durst Lambda и Light Jet идут «голова к голове», тут было бы не очень уместно говорит кто лучше, а кто хуже. Хотя не стоит забывать и о том, что подавляющее большинство пользователей оборудования для широкоформатной печати предпочитает разработку именно итальянской фирмы Durst. Lambda покорила мир (около 1000 инсталляций по всему миру только Durst Lambda), а фотографии, сделанные с ее помощью, стали своеобразным стандартом качества цифровой фотопечати.
Обсуждать здесь недостатки лазерной широкоформатной системы кажется не очень уместным. Да, метод дорогой, да сложный в эксплуатации и настройке, но эти проблемы очень мало касаются конечного пользователя, он сталкивается лишь с одним недостатком – большой ценой за отпечатки.
Конечно, нельзя рассчитывать на то, что эти баснословно дорогие комплексы будут широко распространены, однако растущие требования рекламного рынка и рост профессиональной фотографии в России, возможно, будут этому способствовать.

Небольшое отступление: Страсти по ЧБ

Относительно черно-белой печати существуют, по крайней мере, две большие проблемы. Во-первых – оттенок, то есть когда фотография получается с уклоном в какой-либо цвет: желтый, синий или любой другой. Во-вторых – метамеризм, то есть изменение оттенка фотографии в зависимости от условий освещения. Хуже всего с черно-белой печатью дела обстоят у плоттеров, там и метамеризм сильнее, да и калибровкой цвета многие печатные организации пренебрегают. Особенно это касается старых моделей. Новинки справляются с этими проблемами куда лучше, например, плоттеры Epson Stylus Pro 7800 и 9800 печатают ч/б на самом высоком уровне, благодаря использованию чернил Epson UltraChrome K3, куда входят 2 нейтральных цвета: серый и светло-серый. В широкоформатной фотопечати, которую предлагают Durst Lambda, Theta или Light Jet ситуация совсем другая. Обнаружить оттенок на отпечатке, выполненным на откалиброванном оборудовании под силу только колориметру. Кроме того, пластика тонов у традиционной фотопечати существенно лучше. Метамеризм конечно возможен и здесь, как и в любом цветном процессе, но всегда есть возможность напечатать фотографии под конкретные условия освещения.

Нечто новое – Theta 76 CS

Хотя широкоформатные лазерные системы и являются общепризнанным эталоном качества печати, никто не мешает производителям делать это качество еще более доступным для пользователей. Так совсем недавно на территории России появилась мультиформатная цифровая фотолаборатория Durst Theta 76 CS.
Подобное решение компания Durst уже предлагала – комплекс Durst Theta 50, построенный по классической схеме минилаба, но с возможностью печати до 50х500 см. В новой модели функциональность и качество печати стали еще более внушительными.

Как работает?
Как мы уже сказали, Durst Theta 76 CS – это фотолаборатория, а значит имеет все присущие ей функциональные узлы: блок обработки файлов, блок экспонирования и блок обработки фотобумаги. Сходство с минилабом подчеркивает и «бэкпринт», короткая информационная строчка на обратной стороне отпечатка.
В отличие от модели 50, Theta 76 CS использует вместо лазерного экспонирования технологию LED-Fiberoptic (экспонирование с использованием светодиодов).
Свет от RGB светодиодного источника передается по оптоволокну к печатной головке, которая перемещается поперек движущегося листа фотобумаги и экспонирует ее. По сути дела получается своеобразный фотоплоттер! Такого в мире цифровой печати мы не припомним…
Огромный плюс в данном случае, что полностью исключается возможность несведения цветов по мере удаления от центра отпечатка, что может иметь место при оптической или лазерной печати.

В чем особенности?
Основное преимущество комплекса такого типа – это компактность и возможность полноценного использования системы управления цветом, что позволяет контролировать цвета от исходного файла или сканируемого оригинала до отпечатка.
Чаще всего фотолаборатории комплектуются профессиональными сканерами Durst Sigma Plus или Durst Sigma 67, а значит, будет меньше проблем при сканировании «широких» слайдов и негативов. Кроме того, работа сканера в режиме Scan-to-Print позволяет обрабатывать и отсылать на печать 16-ти битные изображения, что сокращает потери в качестве.
По сравнению с предыдущей моделью Theta 76 может работать с большим числом форматов: от 9х13см до 76см шириной и до 4 метров в длину.
Разрешение нового блока экспонирования находится на уровне 254 ppi, что для системы, способной к печати больших форматов очень весомая характеристика.

Что в итоге?
Появление в России комплекса, который сочетает в себе все достоинства Durst Lambda и оперативность сравнимую с минилабом – это хорошая новость, поскольку дает надежду, что возможности профессиональной печати станут доступны многим, а там, глядишь, и любительская печать подтянется.

Еще одно небольшое отступление: Разрешите войти?

Сейчас мы постараемся снять одно небольшое противоречие, возникающие при слове «разрешение». Дело в том, что всегда ясно, каким образом разрешение плоттера например в 1200х4800 dpi соотносится с 200 dpi у той же Lambda? С разрешением Lambda все понятно, там лазер на единице поверхности способен «поставить» 200 честных точек на дюйм, а что подразумеваются в разрешении плоттера? Производители по этому поводу ничего определенного не говорят, поэтому привести точный сравнительный подсчет почти невозможно – слишком много переменных: используется стохастическое (то есть с отсутствием постоянного растра) растрирование, печать может проводиться с участием более чем четырех цветов, а печатная точка изменять размер, прозрачность и т.д. Единственным способом хоть как-то измерить разрешение печати остается распечатка миры, содержащий определенное число штрихов и визуальный подсчет их подсчет. Как правило, это разрешение у современных плоттеров составляет около 200-300 dpi, то есть вполне достаточно для передачи большинства деталей. Однако достигается это разрешение только при самой качественной, а значит самой медленной печати, поэтому если речь не идет о каком-либо профессиональном фотосалоне, то никто не даст гарантии, что ваши фотографии будут напечатаны максимально качественно, время оно, знаете ли, деньги.

Струйная широкоформатная печать

Как мы уже говорили, фотографы стараются не часто прибегать к услугам плоттерной печати. Во-первых, это не очень престижно – коллеги не поймут, а во-вторых, трудно обеспечить полноценное фотографическое качество.

Как работает?
Принцип действия большинства плоттеров не отличается от многочисленных «младших братьев» – домашних струйных принтеров.
Метод струйной печати основывается на технологии, заимствованной у классической полиграфии, где цвет изображения образуется за счет смешения красок трех цветов: голубого, желтого и пурпурного. Печатная головка перемещается поперек движущегося листа бумаги и «выплевывает» мельчайшие капельки краски, которые, смешиваясь между собой, образуют миллионы цветовых оттенков.

В чем особенности?
В отличие от домашних принтеров плоттер предназначен для коммерческого использования и профессиональной печати, поэтому имеет значительный ресурс работы, к тому же при печати применяются улучшенные алгоритмы преобразования цветов и растрирования.
Плоттерную печать можно часто встретить в перечне услуг, как типографии, так и профессиональной фотолаборатории. Чаще других вы можете столкнуться с моделями Kodak (LFP 3062), Epson (Stylus Pro 10600) или HP (DesignJet 5500)
У каждого из них, конечно, есть свои преимущества, однако фотооборудование такого высокого уровня, как правило, дает схожие результаты, несмотря на разницу в разрешении, количестве цветов и методах печати.
Основной особенностью и преимуществом печати на плоттере является разнообразие материалов для печати: холст, всевозможные арт-бумаги с различными эффектами текстуры, ткани, пленки и самоклеющиеся материалы.
Цветовой охват некоторых моделей плоттеров может быть достаточно большим, что зачастую связано с использованием больше, чем 4-х базовых цветов (голубой, пурпурный, желтый, черный). На этом, пожалуй, достоинства плоттера для фотографа и заканчиваются.
К недостаткам можно отнести: во-первых, видимый невооруженным глазом растр (отдельные точки), особенно на однородных светлых областях. Хотя современные модели достигли в маскировке растра значительных результатов (Epson в этом отношении продвинулся дальше остальных) обнаружить его все равно можно.
Во-вторых, плавность тональных переходов далеко не всегда идеальна, особенно у моделей предыдущих поколений.
В третьих, всегда есть возможность появления на фотографиях эффекта метамеризма (изменения оттенка в зависимости от условий освещения). Хотя у моделей использующих печать пигментными чернилами этот эффект значительно меньше.
В четвертых, реальная сохранность отпечатков неизвестна. Хотя производители и уверяют нас в сроках хранения 100 лет и больше, но по понятным причинам проверить эти цифры невозможно.

Что в итоге?
Струйная печать – технология активно развивающаяся, постоянно анонсируются новые модели, улучшаются технологии растрирования и контроля цвета. Тем не менее, присущие ей недостатки пока остаются. И если по уровню качества печати она безусловно проигрывает широкоформатным лазерным комплексам, то по распространенности и доступности (например в регионах) ей нет равных.

Теперь, вооружившись знаниями о преимуществах и недостатках печатных технологий, дальнейшие шаги вам придется выполнять самостоятельно. Они того стоят, поскольку большой формат был и остается одним из веских показателей вашего владения техникой, светом, композицией и позволяет сделать вполне объективный вывод об уровне вашего профессионализма.

Да и еще, не забудьте проконсультироваться с представителями фотолаборатории, где вы будете печать свои работы. Возможно, они дадут вам ценные советы и рекомендации по подготовке файлов к печати на установленном в лаборатории оборудовании. Кроме того, поскольку некоторые печатные комплексы поддерживают управление цветом, то вполне вероятно получить от сотрудников специальные ICC профили под нужный тип бумаги. Имея такой профиль, вы сможете спрогнозировать изменение цветов в фотографии после печати. Поинтересуйтесь.

Редакция выражает огромную благодарность компании «ФотоПро» (http://www.photopro.ru) и лично Сергею Савенко и Михаилу Краснову за участие в подготовке этого материала.

http://www.fotonovosti.ru/content/news_one/18/2033

Категория: Разное | Добавил: photos (18.05.2007) | Автор: Павел Самсонов
Просмотров: 3310 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]