Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [2]
Разное [43]
Из журнала "Советское Фото" [3]
Статьи


Форма входа


Поиск по каталогу


Друзья сайта


Наш опрос
Какой марки Ваш цифровой фотоаппарат?
Всего ответов: 517


Приветствую Вас, Прохожий · RSS 02.05.2024, 23:45
Начало » Статьи » Разное

Светочувствительность
Установка чувствительности в единицах ISO
Cнимать можно везде, где есть свет, — заметил однажды легендарный фотограф Альфред Штиглитц. И хотя в принципе это утверждение правильное, на деле все обстоит не так уж и радужно. Особенно когда мало света. Например, при низкой освещенности даже при полностью открытой диафрагме света может быть недостаточно для правильной экспозиции. Конечно, всегда можно воспользоваться более длинными выдержками и/или вспышкой. Но как быть, если объект съемки быстро движется или использование встроенной вспышки грозит „убить“ кадр? В подобных ситуациях единственной надеждой на успех остаетсявозможность изменить чувствительность камеры.

Чувствительность измеряется в единицах ISO, являющихся универсальным стандартом расчета и обозначения светочувствительности всех фотопленок. Чем выше значение ISO, тем чувствительнее пленка к воздействию света. Чувствительные пленки быстрее реагируют на свет, и для правильной экспозиции требуется меньше времени. При увеличении значения ISO от 100 до 200 чувствительность пленки возрастает вдвое. Увеличение с 200 до 400 ISO снова удваивает чувствительность. На практике это означает, что если при 100 ISO вам нужна экспозиция в 1/30 секунды при f/2.0, при 200 ISO и f/2.0, вы можете укоротить выдержку до 1/60 секунды, а при 400 ISO — до 1/125.

ЗАБУДЬТЕ О ВСПЫШКЕ
Главное преимущество высокой чувствительности — то, что она дает возможность использовать при малой освещенности более короткие выдержки и сильнее закрывать диафрагму, что уменьшает потребность во вспышках и штативах даже при съемке ночью. В этом качестве высокая чувствительность особенно выгодна при съемке спортивных соревнований, живой природы и творческой фотографии.

К сожалению, дополнительная фотографическая свобода даром не дается. В то время как низкочувствительные пленки используют мелко измолотые, плотно упакованные светочувствительные зерна галоидов серебра, в высоко чувствительных для снижения времени экспозиции нужны более крупные, грубые кристаллы. В результате появляется заметная на глаз зернистость, ведущая к утрате мелких деталей, менее точной передаче цветов и контрастов. В зависимости от стилистики снимка, к которой вы стремитесь, эти „слабинки“ могут оказаться и досадными препонами, и преимуществами.

Хотя в цифровых камерах пленка не используется, их светочувствительные матрицы калибруются в точности потой же шкале ISO, что и пленка. На самом деле, используемым в цифровых камерах матрицам присуща лишь одначувствительность (обычно 100 или 200), что неизбежно переводит их в разряд низкочувствительных. Чтобы обойти этот недостаток, цифровые камеры используют дополнительное усиление электрических сигналов, генерируемых матрицами, что эквивалентно повышению светочувствительности.

В компактных цифровых камерах начального уровня, ласково называемых „мыльницами“, предусмотрено лишь одно значение светочувствительности в 100 ISO. А большинство компактов среднего класса демонстрируют набор хотя бы двух значений от низкой до средней чувствительности (обычно 100, 200 и 400 ISO). Компакты высокого класса могут обладать и однимдвумя дополнительными значениями высокой чувствительности порядка 800 и 1600. В профессиональном секторе цифровые зеркальные камеры зачастую могут похвастаться целой дюжиной значений чувствительности, обеспечивая грандиозную гибкость в работе при разной освещенности. А некоторые элитные профессиональные зеркалки демонстрируют максимально возможную чувствительность — вплоть до 6400 ISO, что вполне достаточно, чтобы снимать с рук чуть ли не в полной темноте.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ
Крупнейшее преимущество цифровой съемки перед пленочной заключается в том, что чувствительность можно менять от снимка к снимку в зависимости от изменения условий освещения и снимаемых объектов. Дни, когда приходилось выкручиваться с 24 или 36 кадрами одной и той же чувствительности, ушли в прошлое. Как и в случае с пленкой, оборотной стороной медали выступает конфликт между качеством изображения и чувствительностью, потому что возрастание усиления сигнала приводит и к усилению электронных флуктуационных шумов. В цифровых фотографиях эта помеха выступает в виде зернистой, „рябой“ текстуры, особенно заметной в тенях. Высоким значениям чувствительности присуща также избыточная или недостаточная цветовая насыщенность, сдвиги цвета и низкие контрасты. Обычно визуальный шум начинает проявляться при чувствительности 320 или 400 ISO, а его интенсивность от камеры к камере сильно варьируется.

Зато низкие и средние значения чувствительности порядка 50, 100 и 200 ISO демонстрируют более гладкие, деликатные тональные переходы и резкие, относительно избавленные от зашумления снимки. Воспроизведение цвета и контраста тоже более достоверно. Если вы только не намерены воспользоваться шумом в творческих целях, всегда снимайте при минимально возможной чувствительности, особенно когда стремитесь к высочайшему качеству. Автоматической установки чувствительности тоже лучше избегать, поскольку при низкой освещенности камера сама включает высокие значения чувствительности, несмотря на неизбежное снижение качества.

И опять, как и в случае пленок, расплатой за высокое качество изображения при низкой чувствительности выступает необходимость прибегать к куда более длинным выдержкам и открытой диафрагме. Поэкспериментировав, вы сами сможете установить, какое значение чувствительности дает вам наиболее приемлемый баланс между качеством изображения и длиной экспозиции.

Категория: Разное | Добавил: photos (14.05.2007)
Просмотров: 791 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]