Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Мои статьи [2]
Разное [43]
Из журнала "Советское Фото" [3]
Статьи


Форма входа


Поиск по каталогу


Друзья сайта


Наш опрос
Какой марки Ваш цифровой фотоаппарат?
Всего ответов: 517


Приветствую Вас, Прохожий · RSS 02.05.2024, 15:53
Начало » Статьи » Разное

Что такое картина?
Один из моих друзей, недавно начавший заниматься фотографией, показывал мне свои снимки. Хорошие, чистенькие отпечатки обнаруживали не совсем обычную для таких малоопытных работников тщательность в экспозиции и в выборе точек, с которых производилась съемка. Большею частью это были моментальные снимки групп на берегу моря. Группы были расположены и составлены со вкусом.
Вдруг он вынимает новый снимок и спрашивает:
- А какова эта картинка?
Фотография представляла «гребную гонку», и ничего в ней живописного не было. Снимок был хуже и менее похож на «картинку», чем все другие, только что мне показанные. Но вопрос был поставлен совершенно серьезно. Мой друг, очевидно, видел достоинство этого снимка, в противоположность достоинствам других его работ, именно в его «картинности». И я невольно задал себе вопрос: почему этот видик получил такое название? По-видимому, только потому, что наименование «группа на берегу моря» к нему совсем не подходило. Другого объяснения я не нахожу. Вероятно, этот фотограф бывал на выставках, видел там настоящие фотографические картины, но не понимал их, не мог оценить. Красоту же своих групп он понимал, оценивал, а когда у него получился снимок, которого он оценить не мог, он отнес его к разряду «картинных».
Мне кажется, очень многие начинающие фотографы не знают, что такое картина, и настоящая попытка дать посильный ответ на этот вопрос будет небесполезной.
Я как-то попробовал задать этот вопрос одному знакомому и получил в ответ только изумленный взгляд и кивок на весящие на стене картины.
Для многих все, что заключено в рамку, картина. В известном смысле это, пожалуй, и так. Но ведь у нас речь идет о картине, как произведении изящного искусства. Насколько позволит место, я попытаюсь объяснить, почему мы не знаем, что такое картина, и по возможности показать, каким путем создаются картины.
В состоянии ли мы, большинство из нас, оценить, как следует, изящную музыку, классическую музыку? Не думаю. Мы любим мелодичную музыку, звучную и легкую музыку и, если возможно, веселый хор. Можем ли мы ценить поэтические произведения? И опять, я думаю, чем выше произведение, тем меньше его настоящих ценителей. Лучше ли мы разбираемся в литературе, в романах?
Быть может читатель недоумевает, какое отношение все эти вопросы имеют к искусству и в особенности к тому искусству, о котором трактует наша статья – к фотографии? Но ведь чтобы подойти к решению нашего вопроса, нам предварительно нужно понять, почему нам что-нибудь нравится или не нравится, что нас привлекает в искусстве вообще. Не стоит забывать, что все искусства состоят в близком родстве между собой. Задача искусства у всех художников – у великого писателя, у великого поэта, скульптора, живописца, музыканта – одна и та же.
Определение искусства. Искусство есть изображение действительности, как она воспринимается человеком. Необходимо хорошо усвоить значение этого определения, прежде чем мы перейдем к решению нашего вопроса. За недостатком места я не могу пускаться в подробности. Поэтому я позволю себе перефразировать это определение. При прочих равных условиях мы считаем лучшим такое произведение и искусство, которое с наибольшим совершенством передает зрителю чувства (эмоции) художника. Во всяком случае это признак наиболее безошибочный.
Хотя художники (поэт, музыкант, живописец и т.д.) пользуются различными средствами для воздействия на слушателей или зрителей, но делают они в сущности одно и тоже дело: испытывают эмоции и передают эти эмоции другим. Они должны обладать восприимчивостью и , кроме того (что случается редко), мастерством известными средствами передавать свои чувствования другим.
Точно так же и зритель и слушатель, чтобы оценить произведение искусства, так сказать, извлечь вложенные в него художником эмоции, должен обладать такою же восприимчивостью. В сущности зритель должен быть тоже художником, не умеющим только выражать свои переживания. Художник – это восприимчивость плюс мастерство передачи, а зритель – восприимчивость минус мастерство передачи.
Перехожу к фотографии. Считать ли фотографию искусством и даже изящным искусством? Вопрос задается часто и дебатируется до тошноты. Мне кажется можно остановиться на следующем решении: если работа производится механически или полумеханически, мы не относим ее к области изящного искусства, хотя и не исключаем из области искусства вообще. Покойный мистер Споуден Уорд, известный художественный критик, совершенно устраняет этот вопрос, но вместо него ставит другой: считать ли фотографов художниками? Некоторых – да, а некоторых – нет.
Демаши обращает внимание на тот факт, что все живописцы называют себя художниками, но пишут они вообще так плохо, что приходится всех хорошо пишущих называть «великими художниками». То же самое в наше время и с фотографами. Все они художники только потому, что они фотографы. Это освобождает нас от тяжелого труда и облегчает дело. Мистер Споуден Уорд делил всех фотографов, - конечно, уже достигших известного уровня, - на пять групп или стадий.

Подражание. Делают фотографии в стиле какого-нибудь любимого художника или какой-нибудь школы.
Простое изображение. Фотографируют природу как она представляется поверхностному взгляду, не стараясь уловить ее характер, значение и не придерживаясь никаких школ.
Идеализация. Стараются изобразить природу идеально, как она представляется поэтическому или художественному воображению, уловить настроение вида (группы), показать душу лица.
Сенсуализация. Изображают красоту – красоту форм, изгиба, ткани света или тени, линий или массы – безотносительно к тому, значителен или ничтожен предмет, в которых эти красоты замечаются.
Вдохновение. Стараются выразить конкретные или абстрактные идеи или чувства, - как, например, радости, силы, гармонии, таинственности, жуткости и пр., пользуясь искусством, изображаемыми предметами и настроением, которое с ними ассоциируется, как средствами для достижения определенной цели.

Ценность стремлений художников – фотографов возрастает в порядке нумерации. Само собою разумеется, фотограф легко попадает в смешное положение, раз он поставит себе цель, превышающую его художественные способности. Считается, что до третьей стадии большинство фотографов могут подняться. Для удовлетворительной работы на 4 или 5 стадии уже требуются дарования выше обыкновенных. И только для таких одаренных приходится признать доступность и возможность создания изящных фотографических произведений. Мы не должны забывать, что фотография сама по себе – ничто (хотя с научной точки зрения ее химическая и оптическая части – она велика), что она не более, как инструмент, на котором мы наигрываем нашу мелодию. И значение имеет только мелодия, конечный продукт – картина. Если у вас есть идеалы, выбрасывайте за борт фотографические правила и не говорите: «Это не фотография, или не «настоящая» фотография». Кому какое дело, каким путем вы добились известного результата? Да разве истинный художник остановится перед необычностью фотографических приемов, когда ему представляется возможность осуществить свой идеал?
Вы не живописцы, не музыканты, а фотографы. Проявляйте ваше творчество с помощью фотографии, но не позволяйте ей ставить препоны вашему искусству. Ваша цель не прославление фотографии, а выражение ваших чувств и воплощение вашего идеала. Но если у вас нет высокого, достойного идеала, тогда вы ошиблись в вашем призвании. Нельзя осуществить идеал, который не воплотился еще в вашей душе. Идеал должен быть ваш собственный, ни от кого не позаимствованный хотя бы и полубессознательно.
В заключение позвольте привести существенную часть статьи в одном художественном журнале, появившейся несколько лет тому назад. На нее указывали, как на рецепт достижения славы и получения золотых медалей.
«Постарайтесь постигнуть в совершенстве красоту чего бы то ни было и фотографируйте ваш предмет снова и снова, пока не получите негатив, который передает эту красоту так хорошо, как только это возможно для фотографии. Поэтому печатайте какими угодно способами, пока не достигнете такой красоты, какую вы видели собственными глазами или вообразили себе, что она была в то время, или ее не было, но она должна была быть. Такая фотография будет настоящим произведением искусства, потому что вы собственными глазами увидели, уловили прекрасный эффект, потому что вы потом прибавляли красоты из вашего воображения, т.е. идеализировали; потому что эта фотография представляет нечто такое, что раньше никто не видел, а если кто и видел, то не успел передать в осязательной форме».
Выше я подчеркнул слово воображение. Это очень существенное слово. Сила воображения необходима для создания картины, а так как наш объектив, пластинка и химические препараты совершенно лишены воображения, то мы сами должны восполнить этот недостаток. Если бы не недостаток места мы должны бы коснуться теперь способов развития воображения, сдерживания наших идеалов и контролирования результатов так, чтобы вместо поэм и сонат мы могли выражать наши чувства, воплощать наши видения с помощью фотографии.
Как бы то не было, мы должны признать, что цель достижима только для наиболее одарённых и что предел достижимого отодвигается до бесконечности. Было время – аккуратный исполнитель выдвигался в первые ряды, а теперь такие люди считаются едва достигшими половины пути.


* выделения и синтаксис – по оригиналу; орфография адаптирована

Категория: Разное | Добавил: photos (07.05.2007)
Просмотров: 1344 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]