Средний формат: время перемен - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Разделы форума » Квадрат » Средний формат: время перемен (ЗАЧЕМ НУЖНА СРЕДНЕФОРМАТНАЯ ФОТОТЕХНИКА?)
Средний формат: время перемен
photosДата: Понедельник, 17.09.2007, 21:50 | Сообщение # 1
фототеррорист
Группа: Администраторы
Сообщений: 197
Статус: Offline
В наше время примерно каждые полгода появляются новые, все более совершенные модели любительских зеркальных пленочных камер наиболее известных в мире марок. С каждым годом улучшаются такие технические характеристики аппаратов, как минимальная выдержка затвора, максимальная скорость протяжки пленки. Повышается число экспонометрических сенсоров и зон автофокусировки. Постепенно увеличивается диапазон фокусных расстояний (кратность) объективов с переменным фокусным расстоянием и их светосила. Производители фотопленок также регулярно рапортуют о новых успехах: улучшается цветопередача, увеличивается фотографическая широта, уменьшается зернистость. В общем, прогресс налицо.

Лет сорок назад максимально возможным форматом для печати качественного снимка, сделанного на мелкозернистую 35-милиметровую пленку, был формат 30х40 см. Снимая качественной оптикой на современные пленки, можно получать отпечатки «выставочного» качества размером 50х60 см. Но это уже предел. При дальнейшем увеличении четкость снимка заметно падает, зерно, даже очень мелкое, мешает комфортному восприятию изображения. Но ведь фотографам часто приходится выполнять заказы, в которых формат окончательного изображения может быть гораздо больше. А требования заказчиков к качеству снимков на рекламные буклеты гораздо выше, чем те, которые предъявляются к выставочным работам.

Частично такие фотоработы могут быть выполнены на крупноформатной технике. Кадр размером 9х12 см можно легко «растянуть» до размера уличного рекламного щита. Студийные «карданные» камеры позволяют исправлять перспективные искажения. Кроме того, с ними можно использовать поляроидные и цифровые задники, что позволяет быстро получать точные пробы. Однако крупноформатные системы очень дороги и годятся далеко не для каждого вида даже студийной съемки. Основной недостаток — низкая оперативность работы. Установка в камеру новой кассеты, перезарядка кассет, компоновка кадра и фокусировка по матовому стеклу — все это требует слишком много времени и «фиксации» объекта на все время подготовки к спуску затвора. Очевидно, что, несмотря на явные преимущества в качестве, съемка на крупный формат портретов («живых», а не на документы), модельная съемка и съемка любых перемещающихся объектов сопряжена со значительными трудностями.

В путешествии крупноформатная камера также не очень удобна. Даже складывающаяся модель занимает немало места. А ведь к ней кроме набора объективов обязательно нужен еще и штатив! Так что существование «среднего» (между крупным и малым) формата обусловлено насущной необходимостью совместить качество с оперативностью и удобством.

Среднеформатные фотокамеры можно классифицировать по тем же признакам, что и 35-миллиметровые. Прежде всего, их можно разделить на два класса: зеркальные и не зеркальные. Внутри каждого класса можно разделять камеры по конструкции затвора (механический — электромеханический, центральный — шторный). Можно выделить камеры со сменной и встроенной оптикой, модели, снабженные экспонометрическими приборами, и без таковых и т. д. Кроме того, существуют стерео и панорамные среднеформатные камеры.

КЛАССИФИКАЦИЯ
В «среднем классе» в моде консерватизм. Новые модели появляются гораздо реже, чем в секторе 35-миллиметровых зеркальных камер. При этом фотографы, снимающие на средний формат, как правило, не спешат менять свои старые механические модели на чудеса современной технологии. И дело не в том, что новые камеры слишком дороги. Последние новинки — автофокусные модели формата 645 (размер кадра примерно 6х4,5 см), с полным набором автоматических функций стоят примерно две с половиной — три с половиной тысячи долларов. Столько же стоит и «кусок железа» с табличкой ALPA, отфрезерованный швейцарскими мастерами c точностью до нескольких микрон. На этом шасси есть только посадочные места для объектива, кассеты и видоискателя, которые за немалые деньги покупаются отдельно. Есть и другой, совсем простой на первый взгляд аппарат со встроенным объективом, не имеющий ни зеркала, ни даже видоискателя (Hasselblad 905SWC). Его стоимость — примерно шесть тысяч долларов.

В нашем обзоре мы постараемся дать краткое описание наиболее распространенных сегодня типов и моделей среднеформатных пленочных фотокамер и проследим историю их появления и развития.


Я нивелирую главное противоречие формы, несоответствие целого и детали. Путем дозирования сферической аберрации.

Сообщение отредактировал photos - Понедельник, 17.09.2007, 22:00
 
photosДата: Понедельник, 17.09.2007, 21:52 | Сообщение # 2
фототеррорист
Группа: Администраторы
Сообщений: 197
Статус: Offline
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Первые фотографические камеры, появившиеся в середине XIX века, были так называемого ящичного типа (box camera), представляющие собой деревянный ящик, с одной стороны которого устанавливался объектив, а с другой — кассета с фотопластиной. Впрочем, среди самых первых камер следует отметить также металлические, медные или латунные камеры, напоминающие небольшие телескопы, в которых использовались круглые фотопластины. Затем появились деревянные складные камеры, снабженные кожаными мехами. Они также заряжались кассетами с фотопластинами, изготовленными на стеклянной основе. Формат пластин варьировался в основном от 9х12 до 30х40 сантиметров.

Профессиональные студийные фотографы использовали, как правило, большие форматы (от 13х18 до 30х40), а любители ограничивались более «мелкими» — 9х12 и 10х15. С негативов такого формата позитив печатался обычно контактным способом. Стеклянные фотопластины имели один серьезный недостаток — они были очень тяжелыми, что сильно затрудняло съемку на натуре. Даже при съемке на формат 9х12 фотографу, который собирался делать много снимков, приходилось носить с собой объемную и довольно тяжелую коробку с пластинами. Поэтому появившаяся в конце девятнадцатого века фотопленка на целлулоидной основе быстро стала завоевывать популярность как среди профессионалов, так и среди любителей.

Появление высокочувствительных фотоматериалов позволило обходиться без штатива, по крайней мере при дневной натурной съемке. Благодаря применению рулонных пленок обращение с фотоаппаратом значительно упростилось. Все эти факторы, облегчающие работу с фотокамерой, обусловили значительное увеличение числа фотолюбителей. В начале двадцатого века выпускалась рулонная пленка шириной от 4,5 до 18 см. Со временем наибольшее распространение получили два стандарта: перфорированная 35-миллиметровая пленка (тип 135), которая первоначально была разработана для кино, и 60-миллиметровая рулонная пленка (тип 120 и тип 220). Фотокамеры, использующие в качестве основного материала пленку шириной 60 мм, и называются теперь среднеформатными (medium format).

ЗЕРКАЛЬНЫЕ КАМЕРЫ С ДВУМЯ ОБЪЕКТИВАМИ (TLR)
Этот тип произошел от одной из разновидностей дорожных камер — двойных камер. Они имели две независимые объективные доски и два меха, представляя собой два спаренных аппарата с общим механизмом фокусировки. В них устанавливались одинаковые объективы. Изображение, проецировавшееся на матовое стекло верхнего аппарата, использовалось для компоновки кадра и наводки на резкость. В нижний аппарат заряжалась фотопластина, и после наводки на резкость фотограф сразу мог произвести спуск затвора, не тратя времени на замену матового стекла на кассету с фотопластиной. Это давало колоссальное преимущество во времени.

Ведь для того, чтобы подготовиться и произвести съемку с помощью простой, «одинарной» складной камеры с наводкой на резкость не по шкале, а по матовому стеклу, фотографам XIX и начала XX веков приходилось сначала вставлять в задник камеры рамку с матовым стеклом, накрываться черной накидкой, открывать затвор, производить наводку на объект и фокусировку, закрывать затвор, вынимать рамку со стеклом, вставлять вместо нее кассету с фотопластиной, вынимать защитную заслонку (шибер) и только после этого можно было сделать один снимок.

Двойная же камера позволила существенно повысить оперативность съемки. С появлением рулонных пленок конструкция двойной камеры постепенно приблизилась к современной. Вместо съемной кассеты появился механизм транспорта пленки, а видоискатель обзавелся зеркалом, которое проецирует изображение на матовое стекло.

Пик популярности двухобъективных камер приходится на тридцатые-сороковые годы ХХ века, когда в Европе и Японии выпускались не только среднеформатные TLR камеры, но и малоформатные, рассчитанные на 35-миллиметровую пленку.

Большинство двухобъективных зеркальных камер имело встроенные несменные объективы c межлинзовым центральным затвором. Это прежде всего относится к наиболее известному бренду Rolleiflex и его многочисленным клонам.


Я нивелирую главное противоречие формы, несоответствие целого и детали. Путем дозирования сферической аберрации.

Сообщение отредактировал photos - Понедельник, 17.09.2007, 22:02
 
photosДата: Понедельник, 17.09.2007, 21:53 | Сообщение # 3
фототеррорист
Группа: Администраторы
Сообщений: 197
Статус: Offline
Конструкция TLR довольно простая. Верхний объектив — он намного проще и дешевле, чем основной, — «работает» только на видоискатель. Видоискатель — матовое стекло, на которое свет попадает после отражения от неподвижного зеркала. Стекло защищено складывающейся шахтой. Для удобства наводки на резкость в шахте имеется откидная лупа. Нижний объектив снабжен центральным затвором. Рычаги или колесные переключатели выдержки и диафрагмы располагаются либо на оправе объектива, либо рядом с ним на передней панели. Наводка на резкость осуществляется с помощью передвижения передней панели. Поскольку объективы имеют одинаковые фокусные расстояния, то, наведя резкость на объект по матовому стеклу визира, можно быть уверенным, что основной объектив также даст резкое изображение. Механизм транспорта пленки сопряжен с взводом затвора. На самых простых старых моделях TLR перемотка пленки и взвод затвора осуществлялись раздельно, что зачастую приводило к неумышленной повторной экспозиции уже проэкспонированного кадра.

Среди TLR (Twin Lens Reflex) встречались камеры и со сменной оптикой. Примером может служить серия Mamiya C. Этот оптико-механический шедевр и сейчас можно встретить в комиссионных фотомагазинах. К Mamiya C330 выпускалось 10 различных сдвоенных объективов с фокусными расстояниями от 55 до 250 мм!

К недостаткам двухобъективных камер можно отнести параллакс, заметно проявляющийся при съемке близких объектов, и зеркально отображенное изображение в видоискателе. Конструкторы Mamiya C330 сумели преодолеть эти недостатки, снабдив камеру устройством автоматической компенсации параллакса и дополнительной призмой, устанавливаемой вместо шахтного видоискателя.

Кроме дорогих профессиональных TLR камер во многих странах выпускалось много недорогих моделей. В частности, «Любитель», производившийся на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО), в прошлом пользовался немалым спросом у нескольких поколений советских фотолюбителей. Простой затвор с диапазоном выдержек от 1/15 до 1/250 секунды и очень резкий (по крайней мере по центру кадра) объектив позволяют получать снимки очень неплохого качества. Это в полной мере оценили сейчас американские и европейские фотолюбители. Если на американском поисковом интернет-портале Yahoo.com вести поиск по схеме Photohraphy — Cameras — Medium Format, то в результате мы получим такой список: Bronica (6); Hasselblad (4); Lomo Lubitel (7); Mamiya (6); Voigtlander (5); YashicaMat (4).

Это означает, что в Интернете есть шесть сайтов или, по крайней мере, разделов — страниц, посвященных Бронике, четыре — Хассельбладу и семь (!), посвященных нашему родному «Любителю». Причем все они созданы отнюдь не нашими соотечественниками. Например, один американский фотолюбитель завел страничку, посвященную «Любителю», только для того, чтобы похвастаться тем, что камера, купленная за двадцать пять долларов, может делать замечательные снимки.

Однако уже лет двадцать «Любитель» не выпускается, как не выпускаются больше Mamiya C330. В настоящее время, похоже, «двуглазые» камеры выпускают только немцы (Rollei) и китайцы (Seagull).


Я нивелирую главное противоречие формы, несоответствие целого и детали. Путем дозирования сферической аберрации.
 
photosДата: Понедельник, 17.09.2007, 21:54 | Сообщение # 4
фототеррорист
Группа: Администраторы
Сообщений: 197
Статус: Offline
ОДНООБЪЕКТИВНЫЕ ЗЕРКАЛЬНЫЕ КАМЕРЫ (SLR)
Прародительницами современных зеркалок были громоздкие деревянные камеры, в которых между объективом и кассетой с фотопластиной устанавливалось подъемное зеркало. При наводке на резкость и компоновке кадра световые лучи, проходящие через объектив, попадали на зеркало и отражались вверх, попадая на горизонтально лежащее матовое стекло. От постороннего света стекло защищала складная конструкция — шахта. За зеркалом располагался шторно-щелевой затвор. В задней части камеры устанавливалась кассета с пластиной. При съемке вначале поднималось зеркало, потом срабатывал затвор. Принцип действия однообъективных «зеркалок» за последние сто лет, как мы видим, не изменился.

С двадцатых по пятидесятые годы наибольшее среди любителей и профессионалов большей популярностью пользовались двухобъективные (TLR) зеркальные камеры и дальномерные или шкальные «раскладушки». Однообъективные «зеркалки» типа Mentor ввиду их громоздкости применялись в основном в студиях. Однако в 1948 году шведский инженер Виктор Хассельблад представил миру очень компактную зеркальную камеру, имеющую оригинальную модульную конструкцию — Hasselblad 1600F. Основная часть корпуса играла роль шасси, к которому с разных сторон крепились сменные узлы — объективы, кассеты, видоискатели. С этого самого времени «Хассель» является одним из самых (если не самым) уважаемым брендом в среднеформатной фотографии. Во всяком случае, камеры именно этой марки берут с собой в космос с 1962 года астронавты NASA.

В Советском Союзе «по мотивам» Хасселя был создан среднеформатный аппарат «Салют», который считался верхом совершенства и был предметом почти безнадежных мечтаний почти всех советских фотолюбителей, да и многих профессионалов. Его, «Салюта», наследник — «Киев-88» до сих пор выпускается на киевском заводе «Арсенал». При всех недостатках (а у кого их нет?) у него есть очень существенное достоинство — цена. Кому хочется чего-нибудь «покруче» — может приобрести тюнинговую модификацию того же «Киева» от российской фирмы с немецким названием — Hartblei.
По тому же модульному принципу, впервые предложенному Виктором Хассельбладом, сконструированы и другие известные среднеформатные «зеркалки»: Mamiya, Bronica, Rollei (6000-я серия).

Благодаря тому, что эти камеры используют съемные магазины, некоторые из них, кроме тех, которые рассчитаны только на формат 645, могут делать снимки в нескольких форматах (6х7, 6х6, 6х4,5). Нужно лишь пристегнуть соответствующий магазин и не забыть заменить рамку на матовом стекле.

Кроме того, и это в последние годы стало очень актуальным, вместо пленочного магазина на такую камеру можно устанавливать цифровой задник, что существенно расширяет ее возможности. В настоящее время существуют цифровые задники для всех популярных камер.

Другая конструкторская концепция нашла свое воплощение в известных в нашей стране камерах Pentacon Six и его советского аналога — «Киев 6». Конструкция этих аппаратов также является результатом эволюции первых деревянных камер с откидным зеркалом внутри. Однако здесь развитие шло параллельно с развитием 35-миллиметровых камер. В результате аппараты этого типа очень напоминают увеличенные в полтора — два раза малоформатные механические «зеркалки». У них похожий механизм транспорта пленки с курком в правой верхней части корпуса, шторно-щелевой затвор и пентапризма. Различие только в деталях конструкции и размерах.


Я нивелирую главное противоречие формы, несоответствие целого и детали. Путем дозирования сферической аберрации.

Сообщение отредактировал photos - Понедельник, 17.09.2007, 22:01
 
photosДата: Понедельник, 17.09.2007, 21:55 | Сообщение # 5
фототеррорист
Группа: Администраторы
Сообщений: 197
Статус: Offline
В общем, принцип модульности применен частично и здесь, только в отличие от «Хассельблада» и «Салюта» камеры типа Pentacon Six не имеют сменных пленочных магазинов (кассет). Пентапризма у них всегда съемная. Это сделано для того, чтобы можно было менять матовые стекла и устанавливать видоискатели другого типа. Ну и оптика, конечно же, тоже сменная.

Наиболее популярной среди фотографов камерой такого типа в настоящее время является Pentax 67 и ее последняя модификация Pentax 67II c форматом кадра 6х7 сантиметров.

НЕЗЕРКАЛЬНЫЕ СРЕДНЕФОРМАТНЫЕ КАМЕРЫ
К этому классу относятся дальномерные камеры, в которых есть оптический дальномер, механически связанный с объективом, и так называемые шкальные камеры, в которых расстояние до объекта определяется на глаз и выставляется по шкале на оправе объектива.


Дальномер среднеформатные камеры позаимствовали у первых малоформатных камер, «Леек» и «Контаксов», в начале 30-х годов двадцатого века. Поскольку снимки, полученные любительскими раскладными камерами формата 6х9, 6х6 и даже 6х4,5, в те годы чаще всего печатались контактным способом, нужды в точном определении расстояния до объекта съемки не было. Малоформатные негативы, напротив, требовали увеличения, поэтому с самого раннего этапа своего развития дорогие профессиональные модели оснащались сначала съемными, а затем встроенными дальномерами. По мере совершенствования конструкции дальномера и ее удешевления их стали устанавливать и на среднеформатные незеркальные камеры. При этом в камерах с жестким корпусом применялись дальномеры, аналогичные «леечному», а в раскладных камерах с кожаным мехом — несколько видоизмененной конструкции. Дальномер позволил существенно увеличить точность фокусировки.

Среднеформатные «раскладушки» были очень популярными «семейными» камерами, однако в профессиональной сфере их применение сдерживалось одним техническим моментом. Для получения резкого по всему полю кадра требуется, чтобы главная оптическая ось объектива была строго перпендикулярна плоскости пленки. Обеспечить необходимую точность положения объектива, как оказалось, очень непросто. Даже в лучших складных камерах Bessa после нескольких лет интенсивной эксплуатации объектив начинал немного «люфтовать», что неизбежно сказывалось на резкости снимков. Дальномерные камеры с жесткими корпусами не имеют подобного недостатка. Поэтому все современные незеркальные среднеформатные камеры имеют жесткие корпуса.

В настоящее время выпускаются как камеры со сменной оптикой, так и со встроенными объективами. Формат кадра может варьироваться от 6х4,5 см до 6х9 см. Есть также панорамные камеры, делающие снимки нестандартных форматов.

Валентин САВЕНКОВ. Журнал "Потребитель"
http://foto.potrebitel.ru/data/4/26/p38midl.shtml


Я нивелирую главное противоречие формы, несоответствие целого и детали. Путем дозирования сферической аберрации.

Сообщение отредактировал photos - Понедельник, 17.09.2007, 22:03
 
Форум » Разделы форума » Квадрат » Средний формат: время перемен (ЗАЧЕМ НУЖНА СРЕДНЕФОРМАТНАЯ ФОТОТЕХНИКА?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Алексей Зайцев (с) 2007