НЕГАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ Негативный материал должен быть нормальной чувствительности (17/10° ДИН). Это странно слышать после того, что я говорил о слабом освещении и темном фоне. Однако здесь важна крутая градация негативного материала нормальной чувствительности. Световые контрасты в этих случаях недостаточно велики; мягкая градация негативного материала высокой чувствительности еще уменьшила бы контрасты, так что этот недостаток пришлось бы потом исправлять с помощью энергичного проявления. Оно привело бы к укрупнению зерна. Поэтому не надо пользоваться негативным материалом высокой чувствительности, если мы знаем, что с помощью материала нормальной чувствительности мы получим такие же контрасты со значительно более мелким зерном. Если же нам иногда придется -работать в очень неблагоприятных условиях, то мы, повысив температуру проявителя, сможем получить от пленки гораздо больше, не опасаясь увеличения зерна.
При съемке во время дождя объектив всегда должен быть защищен солнечной блендой, для предохранения его от воды.
"МЯГКИЙ РИСУНОК"
Увеличение глубины резкости при помощи диффузора было бы при такой съемке очень кстати. Я сожалею, что фото 119 было сделано без диффузора. так как у меня его не было с собой. Задний план был бы тогда проработан гораздо красивее. Снимки такого рода, как, например, круги и пузыри на лужах. открывают при соответствующем фоне прекрасные возможности, но в основном только для малоформатного аппарата. Большая глубина резкости короткофокусных светосильных объективов позволяет создавать своеобразные снимки. которые мы, к сожалению, видим очень редко.
Хорошие световые эффекты создают на снимке прозрачные, блестящие дождевые плащи женщин и детей и их зонты, изготовленные из того же материала. Я еще не имел возможности снять сюжеты такого рода и поэтому предоставляю это своим читателям.
НАТЮРМОРТ
Фотографические сюжеты, объединяемые под названием "натюрморт", сейчас не в моде. Я же, как и раньше, высоко ценю такие снимки, считая их лучшей школой требовательного фотографа.
Интенсивность и направление освещения, передача поверхности и стр . туры, правильное проявление негатива, соотношение между выдержкой и выравниванием, а также вопросы размещения объектов на снимке, линейного и тонального построения и т. п.—все эти проблемы и всю технику лучше всего изучить на съемке натюрмортов. Здесь раскроется дарование фотографа. так как всё, начиная с выбора объектов съемки и кончая проявлением, он может-расположить по своему вкусу и сделать так, как подсказывают его зна-ния. Натюрморт представляет собой такой вид съемки, где решающую роль в характеристике снимаемых объектов играет освещение. Объекты неподвижны, поэтому выдержку мы можем удлинять, как нам потребуется, а" это— основное условие для получения совершенного негатива. Собрав так много преимуществ, говорящих в пользу съемки натюрмортов, у нас будут все основания заинтересовать ею читателя.
При этой съемке речь может идти о двух типах аппаратов: однообъективныг зеркальный аппарат с поднимающимся зеркалом, работающий без параллаксов и показывающий точные границы кадра, и малоформатный аппарат, снабженный ный приставкой для съемки с близкого расстояния, имеющий большую глубину резкости и являющийся самым универсальным прибором. С таким апгаратом. мы можем работать легко и быстро. Особенно надежно и быстро работает контаметр "Контакса". Новые возможности при съемке тем же аппаратом дает Пакфлеко. а также применение специальной головки для наводки, сменных линз и промежуточных колец.
Глубина резкости при съемке натюрмортов имеет большое значение как при фотографировании с близкого расстояния она очень мала. Наводка на резкость высококачественных малоформатных аппаратов производится очень быстро и надежно. Таким образом, ничем не отвлекаясь, мы можем заняться важнейшим делом: размещением предметов и созданием световых эффектов. Жаль только, что контаметр, который я, как правило, применяю со своим "Контаксом", при съемках натюрмортов не обрисовывает точных границ кадра, и поэтому я рекомендую не занимать всей плоскости снимка до краев. Лучше отодвинуть аппарат немного назад. Одновременно увеличится и глубина резкости. Крупного зерна при увеличении выбранной нами части кадра можно не опасаться, так как мы в состоянии дать выдержку, увеличенную против нормальной, и затем проявить пленку в мягко работающем проявителе.