Практика фотосъемки КОМБИНИРОВАННЫЕ СНИМКИ - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Разделы форума » Справочник фотографа » Практика фотосъемки КОМБИНИРОВАННЫЕ СНИМКИ (Иено Дулович: Моя техника мои снимки)
Практика фотосъемки КОМБИНИРОВАННЫЕ СНИМКИ
photosДата: Пятница, 07.09.2007, 21:26 | Сообщение # 1
фототеррорист
Группа: Администраторы
Сообщений: 202
Статус: Offline
КОМБИНИРОВАННЫЕ СНИМКИ

ФОТОМОНТАЖ

Соединение нескольких снимков в один можно производить различными путями. Одним из них широко пользуются журналы, но мне лично он не особенно нравится. Художественный редактор вырезает ножницами части нескольких фотографий и, склеивая их, получает новый снимок. Затем снимок репродуцируют, и он идет в печать.

Другие чисто фотографические методы не находятся в зависимости от того, когда произошло объединение частей снимка—в негативном или позитивном процессе. Первое происходит обычно в практике кинооператоров.

Фото 122 служит как раз таким примером. Мне хотелось запечатлеть лунную ночь во время цветения каштанов. Я знал, что если снимать цветы каштанов при солнце, они вследствие огромных световых контрастов получатся на снимке в виде силуэтов. Тем самым характер лунной ночи будет передан неубедительно, так как на самом деле луна не дает ослепительно яркого света. Поэтому я сфотографировал листья и цветы ночью, подсветив их вспышкой магния, а затем, позднее, снял на ту же пластинку солнце. Я мог получить тот же результат, сняв солнце на другую пластинку, а затем увеличить, положив их одна на другую.

ОБЛАКА НА СНИМКЕ

В пейзажный снимок с безоблачным небом, снятым при помощи плотного светофильтра, можно впечатать облака. С негатива, на котором они изображены, частичным ослаблением удаляются ненужные части. Таким образом было получено фото 32. Более распространенным и надежным является одновременное увеличение двух негативов на один лист бумаги. Приведу некоторые примеры.

Мне хотелось снять красивый заход солнца на озере Платтензее, а для обрамления снимка нужны были свисающие ветви ивы. Но место, с которого я мог сделать такой снимок, было не совсем подходящим для этой цели, так как под ветвями виднелось не озеро, а целый ряд телеграфных столбов и угол какой-то крыши. Поэтому я сфотографировал отдельно заход солнца, но, размещая объекты на снимке, я оставил свободное место для листвы, которую снял на другую пластинку позднее, в 100 м от места первой съемки. Я проявил эту пластинку в метолгидрохиноновом проявителе для бумаги, с добавлением большого количества бромистого калия. Это было сделано для того, чтобы получить большую контрастность, и в результате на негативе наряду с совершенно прозрачными участками оказались абсолютно плотные участки. Объединение этих двух негативов происходило затем следующим образом: заход солнца я просто увеличил на бромосеребряную бумагу. Выключив свет и закрыв объектив темно-желтым фильтром, я заменил негатив, отфокусировал изображение ветвей, убрал светофильтр и проэкспонировал бумагу вторично. В результате получилось фото, помещенное в книге под номером 60.

Хочу еще заметить, что наводка на резкость при желтом фильтре может производиться без всяких опасений, так как бромосеребряная бумага почти совсем нечувствительна к желтым лучам. Преимущество этого фильтра состоит в том, что он, в отличие от красного фильтра, имеющегося в большинстве увеличителей, передает изображение очень светлым. Таким же образом было сделано фото 85. Ласточка была сфотографирована отдельно.

КАК БЫЛ СДЕЛАН СНИМОК С АИСТОМ

Комбинация из двух негативов удается очень легко, если один из них имеет резкие контрасты, т. е. наряду с прозрачными участками у него есть участки угольно-черные. Гораздо больше хлопот доставляют мягкие негативы, с длинной гаммой полутонов. С таких негативов было сделано фото 124. Аист, изображенный на нем, очень хорошо проработан и поэтому не производит впечатления простого темного пятна.

Мне приходилось и раньше видеть огромное количество снимков с цветущей веткой фруктового дерева на фоне неба, но все они были какие-то безжизненные. И я решил сделать эту картину более интересной и живой, добавив в нее летящего аиста. Не только потому, что он является вестником весны, но и потому, что полет аиста сама по себе очень благодарная тема, нетрудная для съемки, так как он летит медленно и спокойно. Правда, не настолько медленно, чтобы его можно было сфотографировать с близкого расстояния с выдержкой меньше 1/200 сек. Возник вопрос: как мне получить его на снимке вместе с близким передним планом, и облачным небом, которое надо снимать со светофильтром? Стало ясно, что даже теперь, в век малоформатных аппаратов и высокочувствительных пленок, без монтажа мне с этой задачей не справиться. Изготовляя оба снимка, мне пришлось следить за тем, чтобы птица вышла на светлом облачном фоне, так как только так полностью видны ее мягкие полутона. Соединение негативов произошло в увеличителе.


Я нивелирую главное противоречие формы, несоответствие целого и детали. Путем дозирования сферической аберрации.
 
photosДата: Пятница, 07.09.2007, 21:27 | Сообщение # 2
фототеррорист
Группа: Администраторы
Сообщений: 202
Статус: Offline
В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРЕДЕЛАХ

Снимок, о котором шла речь, экспонировался в свое время на одной международной выставке. Позднее, в подражание мне, кто-то сделал подобный сни-мок. но вместо аиста поместил самолет. Этическую сторону этого поступка я критиковатьтнковать сейчас не хочу. Мне хотелось бы только сделать несколько замечаний о правдивости снимка.

Самолет летит, конечно, намного быстрее аиста. Его нельзя сфотографи-ровать сразу вместе с близким передним планом и облаками. И, конечно, уж никак не объективом с фокусным расстоянием 7,5 см при 1/100 как сообщил об этом автор. Поэтому при монтаже надо не слишком далеко отступать от правдоподобия.

Фотомонтаж, во всяком случае, позволяет преодолевать технические трудности и расширяет фотографические возможности. Вопрос заключается в том, чтобы остановиться на границе возможного! Не лишне добавить, что монтаж надо делать умело; он не должен бросаться в глаза, надо монтировать так, чтобы и при внимательном рассматривании его трудно было заметить.

По моему мнению, против фотомонтажа принципиально возразить ничего нельзя, пока он убедителен и производится чисто оптическими и химическими средствами.

НОВОГОДНИЕ СНИМКИ

Новый год!.. Чье сердце не замирает в ожидании этого чудесного праздника, самого праздничного из всех! Чьи глаза не восхищаются картиной новогоднего вечера с его теплыми светящимися огнями! В детстве, бывало, мы на пальцах считали, сколько еще ночей остается до елки. Да и теперь, когда зажигаются новогодние огни и звучат старинные песни, мы, как и в счастливую детскую пору, с удовольствием любуемся волшебными искрами бенгальского огня и сиянием горящих свечей, а любители фотографии стараются, конечно, запечатлеть все это на пленку.

СЪЕМКА БЕНГАЛЬСКИХ ОГНЕЙ

Я тоже мечтал об этом. После появления современного панхроматического материала мне удалось кое-что сделать: так получилось фото 125. Но успех зависел не только от негативного материала, но и от самого бенгальского огня. Я пришел к выводу, что для фотографической съемки пригоден такой бенгальский огонь, который дает меньше искр, но по размеру они должны быть крупные. Бенгальские огни горят по-разному, и дело здесь не в продукции различных предприятий, так как даже в одной и той же коробке огни попадаются неодинаковые—одни лучше, другие хуже. И поэтому успешный результат— счастливая случайность! Резкий снимок мы получим только тогда, когда большая часть искр будет падать перпендикулярно к оптической оси объектива. Если они полетят по направлению оптической оси, то получатся нерезко, так как наводить на резкость надо в центральную часть этого снопа искр, а диафрагмировать сильнее нельзя! Здесь может выручить только большое количество снимков. Должен сознаться, что это фото стоило мне двух дюжин пластинок. Большую часть их из-за недостаточной резкости пришлось просто выбросить.

Отсюда надо сделать вывод, насколько важно серьезно подойти к решению этой задачи, и быть готовым понести известные потери как во времени, так и в негативном материале. Я уверен, что если мы будем работать в соответствии с этим требованием, то получим много красивых снимков.

Новогодняя тема очень разнообразна. Картина новогоднего снимка будет полной только тогда, когда в ней будут и радостно возбужденные дети, и счастливые родители. Но тут-то вот и начинаются затруднения. Бенгальские огни и простые свечи можно снимать с выдержкой 1/2 сек., а снять с такой же выдержкой подвижных, как ртуть, детей невозможно! Очень светосильным объективом из-за его небольшой глубины резкости пользуются редко. Таким образом, не остается ничего другого, как работать со светосилой 1 : 3,5, хорошо зарекомендовавшей себя, и с длительными выдержками (1/10 или 1/5 ек.), повторяя одни и те же снимки до тех пор, пока мы не будем абсолютно уверены, что никто из снимающихся не шевельнулся за время выдержки. Так было сделано фото 25.


Я нивелирую главное противоречие формы, несоответствие целого и детали. Путем дозирования сферической аберрации.
 
photosДата: Пятница, 07.09.2007, 21:27 | Сообщение # 3
фототеррорист
Группа: Администраторы
Сообщений: 202
Статус: Offline
ДНЕВНОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СВЕТ

Сочетание дневного и электрического света хорошо оправдало себя в практике фотолюбителей. Я, например, знаю по опыту, что света от окна в зимний пасмурный полдень вполне достаточно, чтобы подсветить новогоднюю елку, стоящую в двух-трех метрах от окна; если же расстояние окажется большим, то придется помогать лампой. Конечно, размер окна тоже имеет значение. Если мы захотим придать нашему снимку большую глубину и для этого станем с аппаратом позади одной из веток елки с тем, чтобы люди были видны на большем удалении, то увидим, что сделать такой снимок очень трудно. Для того, чтобы охватить нужное расстояние, мало глубины резкости даже малоформатного аппарата. Задиафрагмировав объектив еще больше, мы могли бы дополнительно увеличить глубину резкости, но это значительно удлинило бы выдержку. Применяя более сильное освещение, мы тоже не достигнем цели, так как тогда пропадет вся красота горящих свечей и бенгальских огней.

Более подходящим для этой цели был бы широкоугольный объектив, хотя он тоже не дал бы нам безупречной глубины резкости, а искажение всегда производит неприятное впечатление. Как же устранить все эти препятствия? Надо делать комбинированные съемки! Фото 126 является примером такого решения задачи. Я не хотел бы назвать этот снимок совершенством, но думаю, что для читателя он будет во многом полезен. Было бы, например, очень эффектно сфотографировать сцену входа в комнату (фото 25) таким же образом, из-за ветки елки. Еще не сделан снимок детей, играющих поделкой, снятых стой же позиции.

Наконец, до сегодняшнего дня мне не удалось сфотографировать и следующую картину: сад вечером, заснеженные деревья и кусты, за ними окно, через которое видна празднично украшенная елка и счастливая семья около нее. Свет из окна падает светлыми полосами на снег и деревья. Такой снимок можно было бы создать, не прибегая к монтажу. Заранее желаю успеха тому, кто возьмется за это!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Техника фотографии непрерывно развивается. И даже за то время, пока писалась и печаталась эта книга, появились новые достижения, облегчающие и совершенствующие процесс фотографирования. Параллельно с этим должно расти и мастерство фотографов. Для достижения больших целей нужна совершенная аппаратура, но еще важней уметь ею пользоваться. Увеличения чувствительности негативного материала добивались, например, не для того, чтобы фотографировать с выдержкой 1/300 вместо 1/100 сек., а для того, чтобы тем самым открыть новые возможности, новые пути. Давайте овладеем ими!

В этой книге я очень часто говорил о том, что передача света—самая трудная, благородная и подлинно фотографическая задача. Искусство фотографии будет продвигаться все дальше по своему собственному пути. Развивающаяся молодая цветная фотография значительно облегчает работу со светом. Но совершенно ясно, что какого бы высокого уровня развития ни достигла цветная фотография, черно-белую она никогда не сможет уничтожить. На протяжении веков были художники, посвящавшие себя графике, т. е. одноцветному изображению;

они считали, что есть темы, которые в цвете проигрывают. Поэтому я и не беспокоюсь о судьбе черно-белой фотографии и ожидаю появления классического мастера фотоискусства, который при помощи современной совершенной техники создаст оригинальные произведения и поведет фотографию к новой славе. Я буду бесконечно рад, если моя книга сможет хоть немного помочь этому.


Я нивелирую главное противоречие формы, несоответствие целого и детали. Путем дозирования сферической аберрации.
 
Форум » Разделы форума » Справочник фотографа » Практика фотосъемки КОМБИНИРОВАННЫЕ СНИМКИ (Иено Дулович: Моя техника мои снимки)
Страница 1 из 11
Поиск:

Алексей Зайцев (с) 2007